Влипли в историю

В мае глава Министерства образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что к 2020 году планируется ввести обязательный Единый государственный экзамен по истории. Почему чиновники задумались об этой опции только теперь, какими последствиями может обернуться нововведение для школьников и получится ли с помощью экзамена привить детям интерес к истории – разбираемся вместе с экспертом, преподавателем Ассоциации Репетиторов.  

«Без знания истории невозможно двигаться дальше!» — так сформулировала проблему Васильева. Впрочем, вскоре она пояснила, что окончательное решение еще не принято, и чиновники лишь рассматривают возможность введения истории в перечень обязательных предметов для Единого государственного экзамена. Тем не менее, возникает резонный вопрос, почему потребность в этом появилась именно сейчас. На то есть несколько причин:

  • Во-первых, министерство образования «обкатывало» технологию сдачи ЕГЭ в течение без малого двадцати лет. Да, она все еще неидеальна, но гораздо более совершенна, чем на начальном этапе. Для того, чтобы и дальше ее развивать, нужно работать в новых направлениях;
  • Во-вторых, сама Ольга Васильева – историк по специальности. Поэтому неудивительно, что ей хочется, чтобы дань уважения отдали области знаний, которой она сама посвятила всю жизнь;
  • В-третьих, в СМИ регулярно появляются материалы о том, что во время собеседования на творческих факультетах (например, на факультете журналистики) абитуриенты демонстрируют вопиющее невежество, не могут отличить Великую отечественную войну от Отечественной войны 1812 года, не знают, когда произошла Октябрьская революция и так далее;
  • Наконец, в-четвертых, на повестке дня в России – патриотическое воспитание, а осознанно любить свою страну вряд ли возможно, если не знаешь толком ее истории.

Правда, все перечисленные причины – скорее внешние. Чтобы разобраться, нужен ли нам обязательный ЕГЭ по истории, необходимо понять, для чего вообще этот предмет изучается в школе в течение целых шести лет – с пятого по одиннадцатый класс.

Наука-«надзирательница»

Историю неспроста называют одним из самых недооцененных школьных предметов. С одной стороны, наше прошлое насыщено интереснейшими событиями, следить за развитием которых порой значительно более увлекательно, чем читать детектив. К тому же многие дети любят играть в компьютерные игры, сюжет которых связан с эпохой рыцарства или с мировыми войнами. Так почему же они при этом упорно не хотят учить историю?

Влипли в историю

Проблема заключается в том, что подход к преподаванию истории в школах зачастую строится вокруг заучивания имен и дат, а учебники изобилуют, прямо скажем, скучной информацией – например, акцентируют внимание на проведении аграрных реформ или формировании государственных границ. Конечно, из песни слова не выкинешь, и эти данные тоже важны для понимания пути, по которому шло человечество от древних времен до наших дней.

Но школьник, если он не собирается впоследствии поступать на исторический факультет, часто искренне не может взять в толк, зачем ему знать даты рождения и смерти Ивана Грозного – достаточно ведь просто представлять, в какую эпоху тот жил и чем известен. И в этом действительно есть рациональное зерно, потому что в идеале преподаватель истории должен научить своих подопечных не эффективно запоминать даты, а разбираться в логике мирового исторического процесса.

Широко распространено представление, будто знание истории уберегает нас от повторения ошибок прошлого. Но дело не только в этом. История – это звено, которое связывает практически все школьные и научные дисциплины. Великие литературные произведения, революционные открытия в области физики, геометрические теоремы на первый взгляд не имеют прямого отношения друг к другу, но все они – часть истории.

«Историю в школе нужно изучать по ряду причин, — говорит Юлия Фаритовна, преподаватель истории и обществознания. — Наверное, многим на ум в первую очередь приходит воспитание патриотизма, толерантности. Да, это важно, и история как предмет с такой задачей всегда справлялась. Но есть и другие причины. История, формирует особый тип мышления, формирует личность, которая способна критически мыслить, рассуждать, приводить аргументы. Многие великие люди оценили важность этой науки. Например, Василий Осипович Ключевский называл историю “надзирательницей”, которая наказывает нас за невыученные уроки».

Почему ЕГЭ – не выход из положения

Главная претензия, которую высказывают в адрес ЕГЭ, заключается в том, что формат теста далеко не всегда позволяет объективно оценить знания в той или иной области. По мнению многих экспертов, сочинение, эссе или устное собеседование в этом смысле гораздо более эффективны, поскольку демонстрируют умение человека не только правильно выбирать один из четырех ответов, но и анализировать и отстаивать свою точку зрения.

Влипли в историю

Вместе с тем в ЕГЭ по истории есть пункт, в котором школьнику нужно написать небольшое сочинение на заданную тему: например, охарактеризовать период правления какого-нибудь короля или другого политического деятеля. С точки зрения проверки знаний вроде бы все чисто. Так почему же перспектива введения обязательного ЕГЭ по истории вызывает столько споров?

  • Начнем с того, что в редкой школе историю на протяжении шести лет преподает один и тот же педагог. Учителя меняются, каждый из них придерживается своего подхода к изучению предмета, в результате чего у детей часто не формируется комплексное представление об истории. Тем, кому нужно сдавать историю в вуз, приходится легче – они занимаются с репетиторами или на подготовительных курсах. У остальных же шансы успешно сдать еще один обязательный ЕГЭ в таких условиях невелики. Чтобы это обеспечить, нужно разработать единообразную систему подготовки квалифицированных преподавателей истории. Тянет на глобальную образовательную реформу, не так ли?
  • История отличается от художественной литературы тем, что всегда рассматривает события, имевшие место в действительности. Другое дело, что оценивать некоторые из них, как и содержание романов Толстого или Достоевского, можно по-разному. Однако, если ЕГЭ по истории станет обязательным, велик соблазн объявить правильной какую-то одну точку зрения – для удобства проверяющих и для того самого патриотического воспитания;
  • Учителя уже сейчас говорят, что школьники и так перегружены занятиями, а к старшим классам у них практически не остается свободного времени. Дополнительный экзамен в такой сложной и объемной области знаний, как история, и вовсе сделает детей и подростков рабами учебы. Стресс и переутомление не идут на пользу никому – даже амбициозному выпускнику.

«Введение обязательного ЕГЭ по истории не повысит интереса к предмету, — говорит Юлия Фаритовна. — Для меня это факт, который даже не имеет смысла обсуждать. Ситуацию может спасти только разделение экзамена на базу и профиль. Иначе учащиеся просто будут «проклинать» историю. Более того, это приведет еще к одной проблеме, а именно – к оттоку квалифицированных учителей из школ. Подготовить 25 учеников к обязательному экзамену по истории, имея в распоряжении всего два часа в неделю, просто невозможно. А в случае неудовлетворительных результатов учителям в школе тоже приходится несладко».

Альтернативные способы

Многие взрослые с ужасом вспоминают уроки литературы и утверждают, что им никогда в голову не придет перечитывать классику. Дело может быть не только в банальном невежестве: в школе нас фактически насильно заставляют читать книги, которые при других обстоятельствах привели бы нас в восторг, но теперь вызывают лишь отвращение. То же самое – с уроками истории. Наивно полагать, будто введение очередной сложной, затратной с точки зрения сил и нервов проверки привьет детям любовь к предмету. Есть несколько более действенных и простых способов сделать это – помимо тематических путешествий и походов в музеи:

  • Прежде всего, не стоит ставить под запрет все те же компьютерные игры. Умеренное количество времени, проведенное в виртуальном мире, воссоздающем эпоху правления Цезаря или Наполеона, может в итоге принести ребенку не меньше пользы, чем несколько часов зубрежки параграфа из ненавистного учебника;
  • Иногда художественные произведения помогают убить двух зайцевсразу: например, школьнику будет приятно и полезно узнать, что, читая «Петра Первого» Алексея Толстого, он автоматически готовит себя к экзамену и по литературе, и по истории;
  • В наши дни существует множество отлично написанных беллетризованных и документальных биографий исторических личностей. До тех пор, пока Ленин или Екатерина II – всего лишь имена из учебника, школьник вряд ли будет интересоваться их свершениями. Но, если он увидит в них реальных личностей, обладателей определенных черт характера, людей, которые умели испытывать обычные человеческие эмоции, интерес к ним наверняка возрастет;
  • Также работают десятки клубов, которые занимаются исторической реконструкцией. Можно выбрать любой период и тему: от рыцарских турниров до противостояния ковбоев и индейцев.
Влипли в историю

«Сегодня сфера образования переживает много трудностей, — считает Юлия Фаритовна. — Главная из них – достижение качества. Конечно, учитель должен заинтересовать предметом, и в пятом-седьмом классе это удается с легкостью: по своему опыту могу сказать, что в этом возрасте история детям интересна. Впрочем, мне в целом не приходилось сталкиваться с проблемой отсутствия интереса к предмету, хотя не могу не отметить, что, начиная класса с восьмого, дела с этим обстоят сложнее. История, на мой взгляд, один из самых увлекательных предметов. И в то же время – один из самых сложных в силу его оценочной нагрузки. Однако с задачей пробудить к нему интерес справится только преподаватель, а никак не очередной экзамен».

Мудрая сова 21 июля 2017